Шенген не светитФёдор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". На открывающемся 1 апреля в Люксембурге заседании постоянного совета партнерства Россия - ЕС стороны наверняка не без пафоса отметят: в российско-европейских отношениях наступило оживление.
|
В Москву зачастили еврокомиссары, выражающие оптимизм относительно скорого (на саммите 10 мая) подписания концепции "четырех общих пространств" - экономического, внешней и внутренней безопасности, культуры - России и Евросоюза. Министр экономического развития и торговли Герман Греф пожаловался, правда, на недостаток времени для урегулирования спорных вопросов, но Владимир Путин призвал уложиться к сроку.
Еще недавно в российских оценках отношений с единой Европой преобладали мрачные и раздраженные тона, а из европейских столиц в адрес Москвы звучит все более резкая риторика. Но, судя по всему, обе стороны сочли за благо проявить прагматизм. Старый Свет последовал совету российского президента (данному, правда, не европейцам и совсем по другому поводу) отделить "мух" от "котлет". Приверженность Кремля общим ценностям - это одна проблема, по которой мы категорически не согласны, а экономические интересы - другая, где есть о чем поговорить.
В Москве такой подход горячо приветствуют. Наконец-то можно отложить в сторону бесплодные дебаты о демократии и заняться делом. Но прагматический подход к "котлетам" - вещь жесткая и довольно опасная. Успех на стороне того, кто точнее оценивает свои возможности, четче формулирует цели и эффективнее их добивается. Может быть, эти качества присущи отечественному управленческому аппарату? Если да, то он это тщательно скрывает. А вот пресловутая евробюрократия интересы европейских производителей и потребителей отстаивает ясно и недвусмысленно. Кроме четкого понимания цели ее отличает высокий профессионализм и слаженность действий, чем российские коллеги похвастаться тоже не могут.
Еврокомиссия решительно берет переговорный процесс в свои руки. Те вопросы, которые Москва считает приоритетами - безвизовый режим, калининградский транзит, права соотечественников в странах Балтии, - для Брюсселя малоинтересны и обсуждаются годами без видимого прогресса. Но там, где затрагиваются серьезные экономические интересы Европы - транспортные (прежде всего авиационные) коридоры через Россию, энергетические тарифы, доступ на рынки, - брюссельские переговорщики предельно настойчивы. А поскольку у России отсутствует стратегическая цель в отношении ЕС, но есть общая установка поддерживать диалог с европейскими друзьями (к счастью, то ли по принципиальным причинам, то ли по инерции, в конфронтации никто пока не заинтересован), дело периодически заканчивается экономическими уступками в обмен на громкие политические декларации.
"Четыре пространства", особенно если они будут верстаться в условиях искусственно созданного цейтнота (к очередной дате), превратятся в красивую упаковку. Ее, учитывая особенности переговорного процесса, будут наполнять соответствующим содержанием в Брюсселе. А это означает, что без виз в Шенгенскую зону россияне будут ездить еще не скоро.
Автор: Федор ЛУКЬЯНОВ главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", комментарий в газете "Московские новости" №13 от 1 апреля 2005 года.
|
|
|
|
Schnell gefunden
|